Обряды и ритуалы Самайна!

The rites and rituals of Samhain!

Древнеирландское слово «Samhain», предположительно, происходит от санскритского «samana» – «собрание», «сход».
Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября.
Ритуальный смысл Самайна состоит в обретении гарантии неисчерпаемости природного ресурса, повторения, возрождения, обновления календарного года. Это некий вневременной период, замкнутый цикл, в который успевают начать и завершиться все события, это священное время – время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира — Верхний Мир людей и Сид, Иной Мир. Самайн – промежуток времени, не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему, это Дни Безвременья.
В дни Самайна истончается граница между мирами, открываются Переходы, раскрываются холмы, Сид и все сверхъестественное устремляется наружу. Потусторонние силы посещают наш мир; мудростью, ростом и красотой обитатели Сида превосходят простых смертных, иногда они вмешиваются в жизнь людей.
В это время нетрудно и обычному человеку попасть Туда, За Тридевять Земель.
Недаром лишь два праздника в году – Белтайн (начало лета) и Самайн (его смерть) – считались «днями духов», наиболее благоприятными для ритуалов, гаданий, магической практики.
Некоторые английские историки утверждают, что Самайн был посвящен союзу бога племени (в Ирландии – Дагда) с богиней верховной власти Морриган.

Общественная сторона праздника сводилась к сбору всех людей в традиционном месте – на пиру у вождя или короля, а так же к сопутствующим этому пиру народным гуляньям и играм.
Самайн – срок уплаты долгов, подати, принесения даров. Каждый пришедший на пир должен был принести дар своему господину, чаще всего продовольственный, например, поросенка для того же пира.
В конце октября овец и рогатый скот собирают в одно стадо и возвращают к людским жилищам. Часть скота идет на убой, часть – для размножения. Эта древняя скотоводческая практика в Европе была известна еще в эпоху неолита.

Ритуальная сторона праздника более сложная. Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня.
Каждый житель участвовал в приготовлениях к празднику. В предыдущую ночь перед началом праздника молодые люди заготавливали хворост. Для увеличения размеров костра использовались стружки и смоляные бочки. Старейшина фактически выстраивал костер на вершине холма.

В ночь Самайна повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами. Ритуальный огонь непременно должен быть «новый», «живой», «чистый», т.е. только что добытый. Все светильники, очаги в домах, костры во дворах – должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.

Добывание нового огня производилось древнейшими способами — высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Не смотря на появление более современных способов добычи огня, возжигание огня трением по-прежнему считается обязательной частью ритуала.
Когда костер зажигался, все брались за руки, и танцевали вокруг холма по часовой и против часовой стрелки.

Считалось, что Огонь может уничтожить любое зло, предохранять от колдовства, ведьм, нечистой силы. Огню и дыму ритуального костра придавались целительные свойства. Постройки окуривали дымом для очищения. Больных и детей подносили к огню, к дыму костра. Через дым костра прогоняли скот, чтобы он был здоров. Золу от священного костра ссыпали в воду, которая использовалась как целебная. Головни от костров и угольки считались оберегами от удара молнии.

В Шотландии в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, а на Шетландских и Оркнейских островах – кости рыб. Обряд этот, кроме как жертвоприношение, имеет и другое толкование — вера в продуцирующую силу огня, магия воспроизводства. Подобные обряды широко зафиксированы в плодородных ритуалах — возвращение земле части ее урожая, чтобы улучшить урожай следующего года.

Пища

Пища делилась на два вида – обычная праздничная еда, составляющая пир, и обрядовая пища, которая была частью магического ритуала. Такая пища воспринималась не как удовольствие, нередко ее остатки сохранялись с магическими целями (обереги, исцеление, увеличение плодородия, благосостояния) целый год. На угольях обрядовых костров выпекали ритуальный хлеб, который по поверьям, обладал особой целебной силой. Магические свойства обрядового хлеба переходили ко всем, кто получал его кусок. Все члены рода приобщались к нему, хлеб давали даже домашним животным, крошки хлеба разбрасывали по полям.
Месить тесто и готовить обрядовые лепешки нужно было на овечьей шкуре, обладавшей магическими свойствами оберега и плодородия.
Испеченные на золе лепешки из цельных зерен — ритуальное блюдо шотландцев. Такие же рецепты были известны в Древней Галлии. Пекли также хлеб из овсяной муки с отверстием посередине. Такой хлеб пастухи разбрасывали по полям, чтобы оградить скот от хищников.

Поедание пищи рассматривалось как способ защиты от нечистой силы и одновременно как путь к контакту с потусторонними сущностями. Пища так же приносилась в дар различным богам, духам, божествам, стихиям, умершим.
Часть жертвенной пищи полностью отдавалась божествам, часть – в форме причастия к божественному и сверхъестественному – поедалась людьми.

Как же мог выглядеть королевский пир у древних кельтов? Вот описание, сохранившееся в одной из рукописей. Большое общество во время пира садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество частенько сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Обильная еда в древности была уже сама по себе праздничным удовольствием.
Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле.
В изобилии присутствовала рыба — печеная, вареная и соленая. В текстах упоминается один из способов приготовления рыбы — варить в соленой воде с уксусом и тмином — простота рецепта, свойственная древним традициям.
Кости, оставшиеся от трапезы, приносились в жертву – через огонь или зарывались в земле.
Кроме того, на столе Самайна обязательно присутствовали молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи.
Пир сопровождался пением бардов под аккомпанемент древнего аналога лиры.

Автор

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *