Что такое Мифы и Мифология?

What are Myths and Mythology?

В житейском понимании мифы — это старинные предания о сотворении мира и человека, рассказы одеяниях древних Богов, героев и фантастических существ.  Наиболее хорошо известные античные и библейские сказания, легенды и мифы, которые подчас воспринимаются как вымышленные занимательные истории, далекие от реальной действительности.

Слово миф имеет не одно значение. В переводе с греческого языка оно означает «предание» и «сказание»,  справедливо то,  что одной из особенностей мифа является элемент повествования.  В науке под мифами принято понимать систему архаических представлений о мире. Мифами также называют рассказы, которые воплощают эти представления.

Мифология включает в себя глобальную систему представлений о мире и человеке, созданную в первобытную эпоху.  Мифология прошла большой путь развития  - от примитивнейших мифов, объясняющих отдельные признаки животных или повествующих о странствиях первобытных предков .  Например: в австралийских мифах,  до сформировавшихся пантеонов (пантеон — совокупность всех Богов того или иного культа — от латинского pantheon «храм всех Богов») со сложной иерархией Богов и распределением между ними различных функций.

Сравнение мифов разных народов позволило установить, что в них при всем их многообразии, повторяется целый ряд тем и мотивов. Во многих мифологиях присутствуют мифы о животных, представления о происхождении животных от людей и о том, что люди некогда были животными.  Мифологический мотив превращения людей в животных и растения  известен практически всем народам земного шара.

Чрезвычайно древними являются мифы о возникновении небесных светил: солнца ( солярные мифы),  месяца или луны ( лунарные мифы),  звёзд (астральные мифы).

У народов с развитыми мифологическими системами – полинезийцев, североамериканских индейцев,  у народов Древнего Востока и Средиземноморья — существовали мифы о происхождении космоса, то есть мира, вселенной (космогонические мифы),  и человека ( антропогонические мифы). Эти мифы, как правило, построены либо на идеи творения,  либо идеи развития.

Согласно первым, мир создаётся Богом Творцом,  великим колдуном или другим сверхъестественным существом.

Согласно последним, мир постепенно развивается и упорядочивается из состояния хаоса, мрака или из воды, яйца и т.п.

Космогонические мифы нередко вплетаются сюжеты о происхождении Богов и людей. К числу распространенных относятся мотив чудесного рождения, мифы о происхождении смерти. С космогоническими мифами соотносятся сравнительно поздно сформировавшиеся мифологические представления о загробном мире, о судьбе.

Большое место во многих мифологиях занимают мифы о происхождении и введении в жизнь людей культурных благ: добывания огня, изобретения ремесёл, земледелия, а также об установлении среди людей различных социальных институтов, брачных правил, обрядов и обычаев. Их влияние чаще всего приписывается культурным героям, в роли которых могут выступать предки, Боги, герои исторических преданий. Разновидностью мифов о культурных героях являются так называемые близнечные мифы. В них образ культурного героя раздваивается и воплощается в двух персонажах – братьях-близнецах: причём зачастую братья наделяются противоположными характеристиками: один – добрый, созидатель,  а  другой – злой, разрушитель.

В мифологиях развитых земледельческих народов важную роль играют календарные мифы, в которых в символической форме отражён цикличный характер распределения сил в природе, объясняются вопросы смены времён года и т п.

На ранних этапах развития мифы, как правило, примитивны и кратки, просты по содержанию и не всегда оформлены как связанное повествование.

Позднее, во времена возникновения классового общества,  создаются более сложные мифы, в которых переплетаются разные по происхождению мифологические образы и мотивы.  Сами мифы превращаются в развернутые повествования, которые соотносятся друг с другом и образуют циклы.

Мифотворчество — важнейшее явление в культурной истории человечества.  Человек не выделял себя из мира природы и мира социума (общества).  Для носителя мифологического сознания осмысление и эмоциональное восприятие окружающего мира были неразрывны, неотделимы друг от друга. Поэтому природные явления и объекты как бы очеловечивались: в мифах им приписываются человеческие свойства, действия, чувства. Например:  реки воспринимались как потоки крови погибших великанов, а Солнце представлялось в виде антропоморфного божества, которое каждый день совершает свой путь по небу на колеснице.

Важнейшим признаком мифа является его символизм, порожденный неотчётливым разделением в мифологическом сознании предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений. Мифологическое мышление оперирует конкретными, внешними, чувственными качествами предметов.

Любое явление в мире: ландшафтные объекты на земле, небесные светила, породы животных и виды растений, народы и их занятия, обряды и обычаи – для мифологического сознания оказывается следствием событий древних времён, а также действий мифических предков, богов, героев. При этом время рассказывания мифа и время событий, о которых в нём повествуется, всегда отделены друг от друга десятилетиями, веками, тысячелетиями: «давным-давно», «тысячу лет тому назад», « в стародавние времена», « во времена начала мира».

Мифологический и современный периоды чётко разграничиваются не только во времени, но и принципиально разным отношением к ним: мифологическое время – сакральное (латинское saker «священный») , когда всё было «не так, как теперь»; «настоящее» время – профанное (латинское profanes «непосвященный»).

Мифическое прошлое – это особая эпоха, когда происходило первотворение, возникали и формировались первопредметы  и совершались перводействия: был добыт первый огонь, совершены первые поступки, явившиеся образцом для людей последующих эпох. Чтобы объяснить настоящее и дать ему оценку, миф обращается у мифическому прошлому как к образцу, канону, идеалу.

Миф как форма осмысления окружающего мира соотносится с понятием веры, в тот опыт — сосредоточенный в мудрости предков и традиционных установлениях, рассматривался как надёжная опора существующего порядка, не подлежащая проверке и не нуждающаяся в ней.

Автор

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *