Водные духи и водоемы

Просмотр 0 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #11025
      Sever
      Модератор

      Водные духи и водоемы.

      В Скандинавии верили различные водных духов и силы — nack, nokk или fossegrim (шведские и норвежские названия для жителей озер и водопадов), nykkur (исландская водная лошадь, которая безопасна для езды, пока она не будет названа по имени или не выберется из воды, и в это время она будет пытаться убить всадника) , haffru или hafgugyr (исландские русалки — «служанка гавани» или «гавань-безрукавка»), marbendill (исландские морские обитатели дна) и другие.

      Также к морским духам могут относится и некоторые наземные духи, по своей природе духи воды гораздо более опасные, нежели духи земли.

      «Например, дух Грендель и его мать являются крайними примерами недобросовестных духов-водопадов, они выходят из озерного дома, чтобы нанести вред людям и делают это так, что не каждый тролль или дух ледника будет действовать так.»

      Духи земли воплощают мощь и силу их жилищ: в то время как вода менее сочувствующая и более опасная сила для человечества, чем земля или камень, поэтому духи воды, как правило, менее симпатичны и более опасны, чем те, кто живет в скалах,земле или деревьях.

      Landnamabdk (Hauksbdk ) описывает одного из таких существ. Аудун Стоти видит, что из озера Хярдарватн бежит серый-серый конь; хозяин заставляет лошадь работать, и она работает так усиленно, что ее копыта вязнут в речном поле, но после захода солнца хозяин распрягает все свои упряжи и возвращается в озеро; Аудун никогда не видит его снова.

      Самые известные из существ и богов, связанных с морем и водой — это, конечно же, Эгир («море»), также называемый «Гимрир» («море», изначально «горло / зияющая бездна»), возможно, «ласточка») и Нlёr («море», происхождение неопределенно), и его невеста Ран («разбойник»).

      Кажется, что между асами и водными этинами почти не существует никакой борьбы. Эгир приглашает богов, чтобы пировать в своем подводном зале (Lokasenna),а как только Хорр достал ему котел достаточного размера, заваривает свое пиво (Hymiskvida).

      Эгир чаще всего олицетворяет более дружелюбную сторону моря, в то время как его жена Ран — его темный и голодный аспектсилы (Симек)

      Ран чаще всего упоминается в историях об утопленном. Утопление корабля упоминается как уход людей к Ран; как говорит Орчард, ее «последовательно обвиняют в скальдической поэзии как ответственную за утопления».

      В Sonatorrek,после того как второй сын Эгила утонул, он обвиняет в этом Ран; необычно что он также обвиняет Эгира, говоря, что, если он сможет выковать нужный меч, жизнь морского духа оборвется.

      Он будет идти против брата шторма (Эгира) и его жены (Ран); но он не может сражаться с кораблем-убийцей(довольно сложный образ, который возможно представляет еще одного морского духа или бога).

      Ран известна своей сетью, в которую она ловит утопленных мужчин; сеть также упоминается в прозе Регинсмала, где Локи берет ее, чтобы захватить карлика Андвари когда тот находится в своей второй форме -рыбы.

      Гримм упоминает (но не приписывает) проклятие «maela ran ok regin» , чтобы вызвать злых водных духов на человека.

      Ran в этом проклятии — морская Богиня Ран,а слово regin обычно используется для богов (de Vries, Worterbuch, pp. 436-7); это же проклятие называют «выстрел Эгира» или «стрела морских эльфов».

      Кто бы не завладел душой человек после того как он утонет, морские или водные духи, в конечном итоге все утопленники рано или поздно приходят к Ран.

      Золото часто упоминается в скальдической поэзии как «огонь моря», «огонь зала Эгира». Поздняя и романтическая сага Fridþjofs (глава VI) включает сцену, когда герой, ожидающий кораблекрушения, делит свое золото между всеми своими товарищами, говоря, что у них должно быть золото, чтобы показать его в зале Ран,что указывается в следующей строфе:

      «У кого-то должно быть золото, если мы будем гостями в середине зала Ран».

      Это может свидетельствовать о том, что Ран лучше встретит утонувших, принесших ей золото. Очевидно, что настроение, с которым она принимала своих гостей, вызывало некоторую озабоченность, как видно из радости, с которой первоначально были встречены утонувшие призраки в саге Eyrbyggja (потому что считалось, что если призраки утонувших вернутся к питью похоронного эля войдя в зал Ран, то эти призраки — хорошо приняты, и будут обладать большими возможностями нежели другие, золото же скорее всего было платой за питье эля).

      Действительно в эпоху викингов существовал обычай везти с собой золото, во время плаваний, чтобы в случае кораблекрушения людям было чем заплатить Ран, считалось, что Ран любит золото и любые драгоценности.

      Ран также называют «Gymir’s (TEgir’s) spray-cold volva» — «холодная вельва» ,это имя впервые упоминается в источниках 11 века.

      Вельва — необычный элемент кеннинга для женщин -оно упоминается лишь несколько раз, в связи с пророческими способностями Ран. Хильда Эллис-Дэвидсон также отмечает,что существует описание истории, где Ран выступает как Богиня Пророчеств, давая предсказание женщине о судьбе ее мужа и таким образом становится одной из вельв.

      Также этот кеннинг предоставляет нам буквальное описание Ран, она «холодная вельва» — вельва, которая черпает информацию из воды и способна предсказывать, пользуясь силой воды.

      Для дочерей Ран Снорри перечисляет имена волн — Himinglæva (небесное свечение), Dúfa («погружение» или «темное»), Blóðughadda(кровавая голова), Hefring (поднятие), Uðr (или Unn) (волна) ,Hronn (волна), Bylgia (волна), Bara (волна) или Drofn (вспенивающее море), и Kolga (холодная волна). Все эти имена использовались для обращения к духам воды в языческие времена.

      Этин-матери Хеймдалля иногда отождествляются с девятью волнами. В HyndluljdB 37 их имена даются как — Gjilp, Greip, Eistla, Eyrgjafa, Ulfriin, Angeyja, Imðr, Atla и Jarnsaxa. Однако Гьялп и Грейп также являются и именами дочерей Гейрродра, согласно Снорри; Imðr упоминается в одном из списков имен женщин-этинов; Атла — букв. «страшная», является очевидным именем великанши; Jarnsaxa — наложница Торра.

      Следовательно, возможно девять матерей Хеймдалля — это не девять волн,а список — это поздняя вариация имен женщин-этинов, которые могли относиться как к Матерям Хеймдалля, так и к Эгиру.

      Марбендил — водяной

      Марбендиллы, в частности, хотя и не обязательно злонамеренные, как правило, являются существами, которые несут жестокие предзнаменования :можно встретить много историй, где водяной предсказывает утопление или смерть от акулы.

      Марбендилл выглядит как карликовая фигура с огромной головой и большими руками,а в районе пупка можно увидеть кожаное уплотнение.

      Как и многие другие сущности и духи, водяные обладают даром предвидения и ясным зрением, которые они могут использовать, чтобы предупредить своих друзей о приближающихся штормах и кораблекрушениях — или злонамеренно.

      Джон Арнасон цитирует общее ироническое выражение: «Тогда марбендилл рассмеялся», как введение в историю, в которой рыбак захватывает марбендила, который смеется, когда мужчина обнимает свою жену, отталкивает свою собаку, проклинает кочку, которую он совершает, и жалуется на тонкость подошв сапог, которые он купит.

      Наконец, marbendill соглашается ответить на все вопросы рыбака, если он отпустит его в море. После нескольких слов о рыбалке, рыбак спрашивает, почему его пленник рассмеялся. Марбендилл говорит:

      «Из-за твоей глупости, фермер. Твоя собака любит тебя как свою собственную жизнь, но твоя жена хочет, чтобы ты умер, и она самая большая шлюха. Кочка, которую ты проклял скрывает сокровище… Но тебе оно не пригодится, потому что у тебя осталось не так много дней, чтобы жить: у тебя есть только три дня! »(I, 126-27).

      Существует и другая версия этой истории, с иной концовкой:

      Тогда водяной засмеялся
      Þá hló marbendill

      Как-то некий бонд вышел в море ловить рыбу и поймал водяного. Бонд пытался по-разному разговаривать с ним, но водяной молчал и не отвечал ничего, только просил бонда отпустить его обратно. Но бонду этого не хотелось.

      Потом бонд направился к берегу и водяной был с ним. И вот к нему подбегает его жена и ласково его приветствует; бонду это понравилось. Тогда водяной засмеялся.

      Затем к бонду подбегает его собака и начинает вилять хвостом и ластиться, но бонд бьет собаку. Тогда водяной засмеялся во второй раз.

      После этого бонд отправляется на свой хутор, но по пути спотыкается о кочку и ушибается. Бонд злится и вне себя от ярости топчет кочку. Тогда водяной засмеялся в третий раз.

      Каждый раз, когда водяной смеялся, бонд спрашивал его, из-за чего тот смеется, но водяной все молчал и ничего не отвечал.

      Бонд держал водяного у себя целый год, но так и не добился от него ни словечка. Но когда минул вдвое больший срок с того дня, как бонд словил водяного, тот попросил отвезти его к морю и отпустить обратно. Бонд пообещал, что сделает это, если тот скажет, почему трижды засмеялся, когда он вез его к себе домой.

      Водяной сказал, что не сделает этого, пока бонд не отвезет его в море на то место, где он его поймал, и не выпустит его на свободу.

      Тогда бонд так и делает: он отвозит водяного на ту самую отмель, где поймал его. И когда они добираются дотуда, водяной говорит:

      — В первый раз засмеялся я, потому что твоя жена так ласково встречала тебя, потому что она делала это фальшиво и без любви, и она изменяет тебе.

      Во второй раз засмеялся я, потому что ты побил свою собаку, которая встречала тебя верно и искренне.

      В третий раз засмеялся я, потому что ты растоптал кочку, но под ней были спрятаны деньги, а ты этого так и не узнал.

      Потом водяной нырнул в воду, а бонд раскопал кочку, нашел там много добра и разбогател.

      «Железо и металл для крючков,ковали только в той кузнеце,где можно услышать как волну, так и реку, и омывали их в пене «усталых лошадей»; для приманки использовали птичьи желудки и человеческую плоть, так как она привлекала морских и речных духов, которые могли дать рыбу.И если рыболовный крючок указывал вперед, то рядом находились эльфы. »

      В отличие от мужчин-морских духов, женщины океана, часто относятся к людям благожелательно, хотя и далеко не всегда, речные же духи, как мужчины, так и женщины относятся к людям чаще всего с неприязнью, возможно это связано с тем, что морские духи считались более могущественными и их интересовали утонувшие люди, речные же духи часто были равнодушные к утонувшим.

      Подобно марбендилю, как женщины моря, так и пресноводные женщины имеют способности к прорицанию, и их можно заставить ответить на вопросы, иногда они пророчествуют и сами, как в Тидрикс саге, когда Хонги видит трех водяных духов, купающихся в Дунае, и они пророчествуют ему, что все, кто пересекает реку, должны умереть.

      В средневековой датской балладе «Havfrus Spaadom» (предсказание о гавани) водный дух предсказывает будущее трех сыновей короля и королевы, а также открывает тайну жизни королевы (Grundtvig, 89-91). Норвежская сказка про водяного рассказывает как рыбак задает духу три вопроса, но они все об очень мирских вещах.

      Дух говорит ему, что он должен был спросить, что происходит с его пивоваренной водой, ответ на который мог помочь ему и его детям,а не спрашивать о глупых вещах. В сказке нет более подробных сведений,но можно предположить, что в истории речь идет об эльфах, которые поселились в доме рыбака и портили воду в доме.

      Женщин-духов часто привлекают человеческие люди как мужья или любовники. Женщины Фин-Фолк (Шетландские острова), если они выйдут замуж за человека, смогут отбросить свои хвосты и остаться красивыми, тогда как если они выйдут за человека своей расы, они становятся все более уродливыми (Marwick).

      Одной из самых популярных средневековых скандинавских баллад была «Agnete og Havmanden» (Agnete and the Merman), в которой женщину заманили в подводное царство, где она вышла замуж за водяного и родила ему много детей, и лишь спустя годы смогла вернуться на землю.

      Сам Один может похвастаться соблазнением непослушных морских девиц:

      Я был с семью сестрами и удовольствие это было, и восторг.

      Эти морские женщины,»избивающие землю с берега» , могли быть дочери Ран, хотя обычно говорят не о семи, а о девяти женщинах, «девять невест в шлемах Snaebjorn’s»

      Nokk/nack

      Норвежские nokk или fossegrim могут быть особенно опасными. Существа схожи с «nixie» (никсы).

      В англосаксонских источниках они страшные этины, достойные враги для Беовульфа; однако в скандинавском фольклоре они могут быть полезными, но также и опасными.

      Он (скандинавский нокк всегда мужчина, хотя немецкие и английские nix-cognates чаще женского пола, имя для женской водной воли в Швеции — это сьора, «озерная-правительница») обитает в реках, озерах и иногда во фьордах — хотя он очень похож на духа-водопада, так как норвежское имя fossegrim переводится как призрак водопада.

      Этому духу приносились жертвы раз в год, иногда они были человеческими, некоторые ученые предполагают, что жертвы приносились в летние месяцы.

      Гримм также цитирует норвежскую поговорку об утонувшем человеке, «nix (nokk) высосал его», имея в виду красный нос, характерный для трупов, найденных в воде . Когда вы идете на реку или озеро, рекомендуется сделать небольшой подарок — еду или напитки, чтобы Nokk не взял собственную жертву, не спрашивая.

      Нокк также известен способностью предсказывать смерть:

      «Когда кому-то скоро суждено умереть, нокк часто глухо кричит ему « Cross over! ». Этот зловещий крик может также быть слышен как плачущий, стонущий голос, как голос человека в момент смерти ».

      Нокк особенно опасен после захода солнца: Симпсон цитирует заклинание, используемое в Норвегии, когда человек приближается к воде в это время:

      “Nyk, Nyk, nail in the water! Our Lady Mary throws steel in the water! You sink, I float!’.

      Предположительно, стальной гвоздь фактически бросается в воду, так как многие виды духов не любят железа или стали. Многие датские путешественники клали в источники лист стали перед тем как пить, чтобы избавить от негативной магии нокк, говоря :

      Nack, nack, needle thief, your father was a stable thief, your mother was a whore, did wicked things and more!Nack, you are bound!

      Люди защищали себя от него, связывая его сталью, бросая камень в воду и читая волшебную формулу. Эта формула сочетает в себе имя сверхъестественного существа с магическим эффектом оскорбления и обвинения » Подобное использование оскорблений и обвинений против опасного существа появляется и в Helgakvisa Hjorvarzsonar : женщина-тролль, угрожающая кораблю Хельги, отвлекается на лету, пока солнце не превратит ее в камень.

      В Швеции большинство болезней, как полагают, исходят от Нака, которого также называют эльфом или эльфом вод, болезнь, вызванная этим существом называется «болезнью водных эльфов» (Griffiths) в англосаксонской магии.

      Неохотно, но иногда Накк согласен сотрудничать; он будет настраивать скрипки и научит народ играть на скрипке, если ему предлагается черный ягненок; если скрипач позволяет ему сосать кровь с его пальца, Накк научит его определенной мелодии,от которой люди не смогут оторваться и даст ему популярность.

      Большое жертвование мяса также считается подходящим предложением; но нельзя быть скупым или учение будет очень ограниченным.

      В Швеции, Накк появляется как серый человек в трехрогой шляпе. Норвежский Нокк — темный человек с длинными, косматыми, черными волосами и бородой. Его немецкие эквиваленты обычно имеют зеленые волосы и одежду, а иногда и зеленые зубы (Norlind), иногда он похожа на английскую водяную ведьму-пожирательницу- Jenny Greenteeth. — Дженни Зеленые Зубы

      Sjora

      Сьора (слово, которое может быть применено к существам, которые живут в иловой и соленой воде, но чаще всего применяется к тем, кто живет в проточной, свежей воде),они более дружелюбны к рыбакам и лодочникам, чем к Nack.

      Иногда их можно спровоцировать на агрессию, они обычно помогают с хорошими уловами и предупреждениями о штормах (Simpson).Сьора чаще всего женского пола.

      В небольших водоемах она не всегда охотно дает рыбу; рыбак должен был сделать священный круг земли или семян вокруг ее пруда в четверг вечером, без прерываний, рыбак должен был встать в этот круг. После того, как она приложит все усилия, чтобы соблазнить или напугать его, она спросит, чего он хочет.

      Рыбак должен сказать: «Рыбы».

      Она спросит: «Большой или маленькой?»,

      И он должен сказать: «Как большой, так и маленькой».

      Затем она спросит, какое тело он хочет отправить в воду; он должен попрощаться с ней и после этого поймать столько рыбы, сколько желает.(Линдоу,если назвать ей имя человеку в части где она спрашивает про тело — то человек,чье имя назвали- утонет).

      Нужно соблюдать чувство меры и не просить слишком много рыбы, если потребовать у сьоры слишком много она почувствует необходимость в защите рыб и может не уйти, недостойно также требовать слишком много от нее.

      Дружба и предложения воде

      Некоторые духи воды могут полезны и дружелюбны, тем не менее постановление епископа в 1281 году запрещает исландцам «пробуждать троллей или существ на суше, в водопадах и домах» (Matthias Vidar Ssemundsson).

      Если водный эльф призван правильно он может помочь в очень многих вещах,но всегда возьмет свою плату.

      Пример работы с эльфами воды упомянут в Ланднамабоке,где написано о том, что один человек — «был великим человеком, который мог благословлять (blotmabr mikilt), он благословлял водопад и должен был нести все свои отходы [от еды] до водопада.

      Он также был очень дальновидным (framsynn mjdk)

      «У него было огромное стадо овец», потому что он осенью позволял эльфам забрать свою жертву, и он смог сказать, что будет и сохранить свою удачу, избежать несчастий.

      Осенью, когда ему суждено было умереть, к нему явился эльф в овечьей шкуре и сказал:

      «Убей теперь тех овец, которые есть у тебя, так как они пришли от нас. «И в ту ночь, когда он умер, все овцы побежали в водопад».

      Olrik и Ellekilde отмечают, что приносили в дар обычные продукты и напитки (хлеб, яичная скорлупа),простые камни, монеты, драгоценности, зелень и цветы; в эпоху бронзового века и, возможно, в более поздний каменный век, керамика была частым подарком.

      Аналогичным образом, в эпоху бронзы было принято предлагать животное на святом источнике; этот обычай, возможно, сохранился в традиции жертвовать черного ягненка Накку. Одежда больного может быть опущена в святой источник эльфов для их исцеления; волосы также могут быть отданы воде в надежде на исцеление (обычай как магический, так и религиозный).

      Так же на юге Швеции новорожденный купался в особой воде, а в Ютландии вода была взята весной, чтобы вымыть ребенка. Святые источники использовались женщинами, которые хотели забеременеть, женщина несла красную миску (возможно миску с кровью) к источнику в четверг и должна была сделать из нее 7 глотков, чтобы забеременеть, правда источники упоминают, что у женщин часто рождались дети, похожие на эльфов -вод.

      Многие рукописи говорят о том, что источники воды были связаны с эльфами и богами, и протекали через их земли ,поэтому источник или вода — были вратами, через которые божество могло получать жертвы.

      Адам Бремен так описывает приношение в Упсале:

      «Существует также источник, на котором язычники привыкли жертвовать и погружать в него живого человека. И если он не будет найден, молитва народа будет предоставлена».

      Вокруг таких источников археологи находили множество предметов была и драгоценностей.

      Вполне вероятно, что изначально ,благодаря большому количеству таких источников, были люди, которые наблюдали за ними и могли через них говорить с Норнами и другими существами, особенно такой прямой контакт был характерен для колодцев и тех, кто ими владел, так домашний колодец часто применялся для прорицаний, однако со временем образ духов, живущих в колодцах, как и образы многих других существ был демонизирован.

      Морские создания и киты

      В Фарерских островах считается, что тюлени — люди, которые сознательно утонули сами и могут снять свои тюлени шкуры и снова стать человеком в Двенадцатую Ночь, и в это время, если кожа будет украдена, облик останется человеческим (Kvideland and Sehmsdorf, стр. 264).

      Мотив жены-тюленя, чей муж выиграл ее, украв ее кожу, и которая наконец убегает (как правило, после нескольких детей!) распространена на Британских островах и в Скандинавии, происхождение тюленей как людей которые утонули по собственной воле — версия которая распространена на Фарерских островах и в Ютландии.

      Является ли это оригинальной верой, забытой в других местах с течением времени или нет сказать точно сложно, но убеждение о тюленях широко распространено и удивительно хорошо документировано: в балладе «Серый (иногда Великий) Selkie of Sule Skerry» у женщины есть сын вне брака; Селкай (оркадианский / шотландский термин для тюремного лица) является ей, давая ей подарок(деньги) в качестве «платы за ребенка», ребенок является духом,так как на спине у него серое пятно тюленьей шкуры, но принимая ребенка,он делает печальное пророчество о том, что она выйдет замуж за охотника, который убьет ее сына, когда сын станет тюленем.

      Марвик отмечает, что только более крупные особи, такие как серые и черные тюлени, считаются замаскированными людьми; и хотя иногда было необходимо убивать тюленей для выживания это не приветствовалось и считалось очень плохой приметой, особенно если тюлень был серым.

      Существуют прямые ассоциации между тюленями и мертвыми в саге Eyrbuggja: один из призраков проявляется как хвост, как хвост коровы, но покрытый шкурой тюленя ; и мертвая Торгунна предстает как тюлень, поднимающийся по земле.

      Позже исландский фольклор идентифицирует тюленя с солдатами фараона, утонувшими, когда Моисей позволил Красному морю скрыть бегство своего народа (Jon Arnason). В конце «Thrоrsteins pattr bajarmagns»,герою передается предмет с красной печатью и предлагается тюлень и хвост марбендилла (водяного), так как дело происходит в доме этинов, то мы можем наблюдать прямую связь с нижним миром.

      В исландской сказке о Красной Шапочке человек, получивший проклятие эльфо-женщины, прыгает со скалы в море и сразу становится убийственным китом, получившим название Red-Cap из-за отличительного пятна красной окраски на его голове.

      Исландский фольклор включает в себя ряд сверхъестественных и обычно недобросовестных типов китов (Jon Arnason). Возможно, некоторые из этих видов китов ,особенно те, что имеют красную отметину, когда то были людьми,некоторых китов называют — narwhale, название, которое означает -“corpse-whale”- «труп-кит» или «кит, который приближается».

      Этины также называются whale-kennings («киты темной кости земли Хаки» = киты скалы); «Киты лавовых полей».Название Hvalr, «кит», также упоминается как хейти для этинов.

      Драуг как утопленник и злой дух моря 

      Слово draug в современном норвежском языке используется как для морской волны, так и для утопленника. Подобное смешение можно найти в датской истории «Мерлан в Ниссуме»: труп вымывается на берег и похоронен на кладбище, после чего песок со всех пляжей вдувается вглубь страны.

      Это продолжается и продолжается, положение ухудшаться, пока местные люди не обращаются к мудрым людям за помощью. Мудрец говорит им, что труп — это утопленник самоубийца, и песок веет, потому что он похоронен в священной земле.

      Они должны его выкопать: если он достаточно глубоко втянул указательный палец в рот, чтобы закрыть второй сустав, ничего не поделаешь, но если нет, он должен быть перезахоронен в песчаных дюнах, и дрейф песка остановится.

      Когда тело выкопали,он держал свой палец во рту так, что он едва касался второго сустава; они похоронили его в песчаных дюнах, и дрейф песка остановился.»

      Эта история показывает смешивание понятий морского духа и нежити. Сосание пальца, чтобы вызвать внешнюю катастрофу, очень похоже на северогерманское Nachzehrer («после пожирателя», чумной пожиратель), чье жевание пальцев и пальцев ног в могиле вызвало движение чумы, пока его не выкопали и не перезахоронили.

      Особая опасность утонувшего проявляется в саге Eyrbuggja. Когда Тородр и его люди возвращаются из зала Ран, чтобы сидеть,у костра, сначала они испытывали радость, но потом вместе с их появлением пришла и эпидемия болезни.

      Для избавления от подобного драуга характерно обращение к мертвым эльфам — защитникам и силам земли.

      Как считалось, некоторые люди после смерти могли выбрать кем им быть, эльфами земли, морскими духами или эльфами, драугами и все зависело от характера и желаний человека, но также характер духа часто после смерти определяла стихия к которой он принадлежал.

       

Просмотр 0 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.