Рукоделие в Северной Традиции. Автор: Арина Род

Вегвизир Форумы ВАНХЕЙМ ОБЕРЕЖНАЯ МАГИЯ Рукоделие в Северной Традиции. Автор: Арина Род

Просмотр 0 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #7713
      Светлая Фрия
      Хранитель

      Рукоделие в Северной Традиции.

      Автор: Арина Род

      Needlework in the Northern Tradition. Author: Arina Rod

       

      Уже в глубокой древности человек начал создавать условные знаки – символы, несложные узоры, выражая свое восприятие окружающего мира, свое отношение к явлениям природы.

      Смысл знаков, понятный ему и окружающим, служил не только средством общения, но и средством защиты, оберега.

      С тех пор эти знаки наносили на видные места предметов быта, построек, по краям одежды.

      Украшения были магическими – они защищали и оберегали человека.

      Для того, чтобы вещь помимо своей основной функции выполняла и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя все темное, враждебное, злое ее следовало соответствующим образом подготовить – сообщить ей необходимую силу, которая чаще всего передавалась знаком или символом.

      Таким образом, использование символики имело свой сакральный (священный, обрядовый) смысл].

      Примечательны слова искусствоведа В. В. Стасова, понимавшего орнамент как своеобразную письменность:

      «У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни одной праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений» .

      Расшифровка древних знаков позволяет утверждать, что человеку издавна были открыты многие секреты устройства мироздания. Причем сходные представления о строении мира отмечаются в культурах различных народов и национальностей.

      Таким ярким примером является символ «мирового дерева», трехуровневого строения мира. Согласно представлениям, древних мир существует благодаря взаимодействию трех основных уровней: верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного, подводного).

      Эти представления находили свое символическое выражение в общем устройстве быта и в отдельных вещах. Например, три яруса можно выделить в оформлении народного костюма. Верхняя часть – головной убор – символизирует небесную сферу.

      В формах корон и кокошников угадывается образ полусолнца, или полумесяца, часто с лучами.
      Одежда щедро украшалась вышивкой, в которой по традиции на строго определенных местах располагались соответствующие знаки.

      По подолу в самом низу обычно наносили элементы, символизирующие Землю, чаще всего знаки распаханного поля (ромбы и точки), в следующем ряду могло быть изображение древа жизни и женской фигуры – богини плодородия, по бокам которых могли располагаться изображения птиц, или магических животных.

      Одежда дополнялась специальными украшениями: словно потоки небесного дождя с головного убора струились длинные нити подвесок. Они соединяли небо и землю. Украшения костюма имели глубокий смысл. Обилие украшений в одежде определялось и эстетическими стремлениями, и задачей показать трудолюбие девушки, а также зажиточность.

      В середине прошлого столетия еще был жив обряд «чтения узоров». Собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах.

      Одна на другую надевали четыре-пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем — сарафан, поверх него — три-четыре нарядных передника.

      Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам.

      Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров.
      Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек.
      Но были к этому и другие причины.

      Следует вспомнить, что время свадьбы и последующие первые годы супружества — весьма ответственный период в жизни молодых. В это время множество обычаев и обрядов было направлено на охрану молодых от вмешательства темных сил и на продолжение рода.

      Для того же предназначались и узоры – обереги в одежде. Традиционное вышивание относилось к кругу магических действий. В самом процессе вышивания и образах декора содержалось рукотворное магическое заклинание о будущей счастливой жизни в браке (сюжеты мирового цветущего дерева, небесной триады, как мифо образа семьи, женских мифологических образов, сказочных птиц).

      О том, что одежда наделялась магическими свойствами, говорит само название вышитой женской рубахи в северных областях — «исцельная». Не исключено, что происхождение названия связано не только с особенностями кроя рубахи из цельного (нерезаного) полотна, известны многочисленные факты использования одежды в магических обрядах исцеления больных людей.

      Практика использования текстильного орнамента в лечебных целях хорошо известна в народной культуре.
      Использование простейших ритуальных знаков (креста и т.п.) широко распространено в практике русского знахарства.

      Не только рубаха, но и весь праздничный костюм женщины был глубоко символичен. В узор костюма включались определенные символы, олицетворяющие те или иные космические силы, чтобы украшения могли выполнять свою магическую функцию.

      Например, в Каргопольском женском костюме на голову надевали шитый золотой нитью, жемчугом, бисером и цветными стеклами или каменьями кокошник с символами неба — солнцем и звездами.

      Повязывали передник, на котором был вышит земледельческий календарь, подпоясывали «радужным» пояском и являли собой, как говорят ученые, модель мира. Красота и гармоничность одежд словно свидетельствовали о мудром устроении вселенной. Поскольку смысл жизни был вселенско-космическим, то Человек моделировал Вселенную в себе и на себе.

      В орнаменте костюма, понимая значение его символов, можно было прочитать целый рассказ о гармонии мироздания. Человек создан по образу и подобию Божьему. Земной Человек соединяет в себе божественное (дух, дающий почву мыслям, разум) и антибожественное (инстинкты).

      С помощью магических линий, зашифрованных в рисунках орнамента, человек надеялся защитить себя от злых сил. Орнамент располагался там, где край одежды граничил с незакрытым телом: по вороту, рукавам, подолу.

      Магические знаки, заключенные в орнаменте, по мнению предков, усиливали обережную роль одежды, которая была тесным образом связана с традициями и обычаями. В орнаменте костюма, понимая значение его символов, можно было прочитать целый рассказ о гармонии мироздания. Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности.

      В далекие языческие времена сочетания определенных цветов, геометрических фигур и солярных знаков на поясах позволяли определить возраст, семейное положение и родовую принадлежность их владельцев.

      Кроме того, эти узоры имели охранительное, магическое значение. Сейчас они, чаще всего, воспринимаются как простое украшение .

      Со временем человек утратил и видение целостности Мира, и себя, как части этой целостности. Структура Мира изменялась в понимании человека, а средство выражения этого понимания оставалось неизменным и фиксировалось народным искусством.

      Народные традиции, передавая не знания, а лишь навыки деятельности, все же оставались носителями смысла, и народный костюм как комплекс рукоделий является в этом плане наиболее содержательным.

      Выполненный одаренной мастерицей, владевшей искусством пряхи, ткачихи, вышивальщицы, швеи, народный костюм всегда отличен и цельностью, и художественностью. Любое соприкосновение с традиционным народным костюмом учит вкусу и такту, мере и соразмерности, гармонии в жизни, помогает развивать свой вкус, (учит понимать истинную красоту), воспитывает чувства, эмоциональную отзывчивость.

      По мнению мастериц и педагогов, выполняя орнаменты росписи, вышивки, ткачества, чтобы присоединиться к каким-то высшим, не постижимым для обыденного сознания защитным сферам, необходимо соблюдать четыре простых правила: выбрать правильный узор, выбрать правильный цвет, определить правильное место для защиты, использовать обрядовые заговоры – песни.

      Предметы декоративно-прикладного творчества, созданные таким образом, — это не просто красивые вещи, выполняющие определенную функцию, они могут обрести еще и магическое — обережное значение: хранить тепло и уют домашнего очага, создавать материальный достаток, защищать от бед, способствовать выздоровлению.

      Можно сделать вывод, что процесс декоративно-прикладного творчества в росписи, вышивке, ткачестве — это не просто копирование красивых узоров на изделиях современных форм.

      Творческий процесс доложен сопровождаться постоянной позитивной мыслительной деятельностью мастерицы: осознание значения узора — его прочтение, соответствующий ему анализ и составление композиции, образное представление готового изделия и картин его будущего счастливого применения.

      В связи с этим, есть необходимость переосмыслить значение и методику обучения учащихся рукоделиям на новом философско-мировоззренческом уровне.

       

      Список используемой литературы:
      1.Дмитриева С. И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. — М.: Наука, 1988 — 240 с.
      2.Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам 19 – начала 20 в.) Народы Севера и Дальнего востока –М.: Издательство Академии наук СССР 1963.

       

      PS. Оберег на картинке Вы можете заказать, напишите о своём желании под статьёй.

      На картинке: Оберег Параскева — Пятница, покровительница рукодельниц и рукодельников, рост 50 см, Материал — лён хлопок, нитки полушерсть, подвески, бусины. Стоимость 1500 руб

       

Просмотр 0 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.