Богини Норны

  • Эта тема пуста.
Просмотр 0 веток ответов
  • Автор
    Сообщения
    • #43072
      Eir
      Модератор

      Богини Норны

      Норны (Norns, древнескандинавский: norn [ˈnorn], plural: nornir [ˈnornez̠]) — в германо-скандинавской мифологии — древнейшие божества, которые являются воплощением судьбы. Они обитают рядом с мировым древом Иггдрасиль, у источника Урд. Имена норн: Урд, Верданди и Скульд.

      Богини судьбы, норны, наделены чудесным даром определять судьбы — не только человеческие, но и божественные. Урд — самая старая из них, она имеет облик ветхой старухи и символизирует прошлое. Верданди — средняя норна, выглядящая как красивая женщина средних лет. Она символизирует настоящее. Самая юная, Скульд, является символом неопределенного будущего: в зависимости от событий настоящего, его может и не быть.

      Норны (nornir) — в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении (по более ранним мифологическим представлениям, вероятно, и помогающие при родах). Отчасти родственны валькириям (которые, в отличие от норн, участвуют в определении только судьбы воинов в битвах) и составляют вместе с ними категорию низших женских божеств — дис. В «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» названы три норны — Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), живущие у источника Урд в корнях мирового древа Иггдрасиль (являющегося и древом судьбы), которое они (по «Младшей Эдде») ежедневно опрыскивают влагой из источника. Можно предположить, учитывая сибирские параллели, что образ норн вобрал в себя представления о «хозяйках» мирового древа и орошающих его источников. Норны определяют судьбы людей, вырезая руны. В «Первой песни о Хельги убийце Хундинга» («Старшая Эдда») норны при рождении героя прядут нить его судьбы, предсказывая славное будущее. В «Речах Фавнира» («Старшая Эдда») говорится о многочисленных норнах, ведущих свой род от богов, альвов или двергов. По своей основной функции норны аналогичны мойрам (паркам) из античной мифологии, имеют параллели и в мифологии других народов.

      Происхождение имени норн неизвестно; оно может происходить от слова, означающего «переплетать» и означающего, что они сплетают нить судьбы. Bek-Pedersen предполагает, что слово norn имеет отношение к шведскому диалектному слову norna (nyrna), глаголу, означающему «тайно общаться». Это относится к восприятию норн как призрачных фоновых фигур, которые действительно раскрывают свои роковые секреты людям только тогда, когда их судьбы сбываются.

      Имя Урд (древнеанглийское Wyrd, Weird) означает «судьба». Wyrd и urðr являются этимологически родственными, что не гарантирует, что wyrd и urðr имеют одинаковое семантическое качество «судьбы» с течением времени.

      И Urðr, и Verðandi происходят от древнескандинавского глагола verða, «становиться». — («обращаться»). Обычно утверждается, что в то время как Urðr происходит от прошедшего времени («то, что стало или произошло»), Verðandi происходит от настоящего времени verða («то, что происходит»).

      Skuld происходит от древнескандинавского глагола skulu , «нужно / должно быть / должно быть»; его значение — «то, что должно стать или что должно произойти». Из-за этого часто делается вывод, что три норны каким-то образом связаны с прошлым, настоящим и будущим соответственно, но оспаривается, что их имена действительно подразумевают временное различие, и подчеркивается, что слова сами по себе не обозначают хронологические периоды в древнескандинавском языке.

      О норнах

      Норны в скандинавской мифологии — богини-воплощения судьбы. Их не три, а гораздо больше. Наиболее известными норнами являются хранительницы одного из корней мирового древа Иггдрасиль — Урд, Верданди и Скульд.

      Вот, как написано в книге “Речи Вафтруднира”:

      «Три мощных потока

      текут над жильем

      дочерей Мёгтрасира;

      для людей эти девы —

      духи благие,

      хоть предки их — турсы».

      А вот, что написано о них в книге “Сага о Хрольве Жердинке и его витязях”:

      “Скульд сотворила настолько сильное волшебство-сейд, дабы одолеть конунга Хрольва, своего брата, что ей стали помогать альвы, норны и другой бесчисленный сброд, так что человеческая природа не смогла бы противостоять подобному”.

      Кто такие норны

      Норны — богини судьбы. В скандинавской мифологии они имеют образ трех волшебниц, наделенных чудесным даром определять судьбы — причем, не только людей, но и асов.

      Вот, что говорится о них в книге “Прорицание вёльвы”:

      «Мудрые девы

      оттуда возникли,

      три из ключа

      под древом высоким;

      Урд имя первой,

      вторая Верданди, —

      резали руны, —

      Скульд имя третьей;

      судьбы судили,

      жизнь выбирали

      детям людей,

      жребий готовят”.

      Норны обитают у священного источника Урд, который находится в Мидгарде. Этот источник они используют для полива корней мирового древа Иггдрасиля. Одна из норм старая и дряхлая, вторая — цветущая женщина средних лет, а третья — совсем юная. Один несколько раз спрашивал у них совета. А некоторым героям скандинавской мифологии они сами предсказывали будущее.

      Вот как говорится об этом в книге “Видение Гюльви”:

      «Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами. Есть еще и другие норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие — от альвов и третьи — от карлов.

      Так здесь об этом сказано:

      «Различны рожденьем

      норны, я знаю —

      их род не единый:

      одни от асов,

      от альвов иные,

      другие от Двалина».

      Молвил тогда Ганглери: «Если норны раздают судьбы, то очень неравно они их делят: у одних жизнь в довольстве да почете, а у других — ни доли, ни воли; у одних жизнь долга, у других — коротка». Высокий отвечает: «Добрые норны и славного рода наделяют доброю судьбою. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые норны».

      И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца. Так здесь об этом сказано:

      «Ясень я знаю

      по имени Иггдрасиль,

      древо, омытое

      влагой мутной,

      росы от него

      на долы нисходят;

      над источником Урд

      зеленеет он вечно».

      Росу, выпадающую при этом на землю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд, их называют лебедями, и отсюда пошла вся порода птиц, что так называется».

      В “Видении Гюльви” говорится о том, что в мире существует огромное количество норн. Более того: у каждого человека есть своя норна, которая приходит к нему, когда он появляется на свет. Она приходит, чтобы наделить его судьбой.

      Вот что говорится в книге “Краткая Песнь о Сигурде”:

      «7 Так я сказала,

      а после раскаюсь:

      Гудрун — жена его,

      я — жена Гуннара,

      норны сулили нам

      долгое горе!»

      Вот так написано в книге “Круг Земной. Сага об Инглингах”:

      “И в третий раз

      Сестра Волка

      К себе на тинг

      Позвала князя.

      Тот, кто сидел

      На престоле в Хольте,

      Не убежал

      Норн приговора.

      И над ним,

      Над Хальвданом,

      В Борре мужи

      Курган сложили.”

      А вот, что написано в книге “Вторая Песнь о Гудрун”:

      «Норны меня

      пробудили недавно,

      зловещую мне

      дали загадку:

      мне снилось, ты, Гудрун,

      дочь Гьюки, вонзила

      отравленный меч

      в тело мое».

      А вот так написано в книге “Песнь о Хлёде”:

      Проклятье на нас:

      тебя я убил!

      То навеки запомнят;

      зол норн приговор!»

      Норны не являются представителями особого вида или расы. В эддических текстах говорится, что свой род большинство из них ведет от богов. Некоторые норны принадлежат миру людей, а некоторые родственны темным альвам.

      Вот, что сказано в книге “Речи Фафнира”:

      [Сигурд сказал:]

      «Фафнир, скажи мне,

      ты мудр, я слышал,

      и многое знаешь:

      кто эти норны,

      что могут прийти

      к женам рожающим?»

      [Фафнир] сказал:

      «Различны рожденьем

      норны, я знаю, —

      их род не единый:

      одни от асов,

      от альвов иные,

      другие от Двалина».

      Прорицание вёльвы

      Встретились асы

      на Идавёлль-поле,

      капища стали

      высокие строить,

      сил не жалели,

      ковали сокровища,

      создали клещи,

      орудья готовили.

      На лугу, веселясь,

      в тавлеи играли,

      все у них было

      только из золота, —

      пока не явились

      три великанши,

      могучие девы

      из Ётунхейма.”

      Некоторые из них (например, богиня норна Скульд) воплощают несколько функций. Например, та же Скульд является также и валькирией.

      Относительно того, какое происхождение имеет слово “норны”, единого мнения не существует. Есть мнение, что оно восходит к индоевропейскому глаголу “ner” (в переводе – “вращать” или “вить”).

      Вероятно, это очень древний образ. В отличие от тех же мойр, норны только создают судьбы, но никак не влияют на них.

      Вот, что написано в книге “Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга”:

      «Ночь была в доме,

      норны явились

      судьбу предрекать

      властителю юному;

      судили, что он

      будет прославлен,

      лучшим из конунгов

      прозван будет.

      Так нить судьбы

      пряли усердно,

      что содрогались

      в Бралунде стены;

      нить золотую

      свили и к небу —

      к палатам луны —

      ее привязали.

      4 На восток и на запад

      концы протянули,

      конунга земли

      нитью отметили;

      к северу бросила

      Нери сестра

      нить, во владенье

      север отдав ему».

      Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга

      26 «Тебе не во всем,

      валькирия, счастье,

      в иных событьях

      норны повинны:

      утром погибли

      у Волчьего Камня

      Браги и Хёгни, —

      я их сразил!»

      А вот так написано в книге “Речи Регина”:

      «Андвари мне имя,

      Один — отец мой,

      в потоках я плавал;

      злобная норна

      так мне судила,

      что плавать я должен».

      Интересно, что норны не были созданы Одином и его братьями. Их деятельность универсальна: они управляют механизмом судьбы, которому подчиняются как смертные, так и боги. Даже сам Один неоднократно обращался к ним, и услышал страшное: он погибнет во время Рагнарёк. Сталкивались (и неоднократно) с норнами многие герои древних саг.

      Вот, что написано в книге “Подстрекательство Гудрун”:

      “Пошла я на берег,

      на норн озлобясь.

      хотела избегнуть

      их ярого гнева —

      подняли волны

      меня высокие,

      мне не дало

      море погибнуть.”

      А вот так написано в книге “Речи Хамдира”:

      «Волки для нас

      недобрый пример —

      грызться не будем,

      как норн злые псы,

      что вражды не таят,

      вырастая в пустыне!

      Мы стойко бились, —

      на трупах врагов

      мы — как орлы

      на сучьях древесных!

      Со славой умрем

      сегодня иль завтра, —

      никто не избегнет

      норн приговора!»

      Вот так написано в книге “Речи Сигрдривы”:

      «На стекле и золоте

      и на человеческих святынях,

      на вине и сусле

      и скамьях радости,

      на острие Гунгнира,

      и на груди Грани,

      на ногте норны,

      и на клюве совы».

      Имена норн в скандинавской мифологии — Урд, Верданди и Скульд.

      В некоторых источниках говорится о том, что они появились из вод источника Урд. Они “резали руны, судьбы судили, детям людей жребий готовя”.

      В этом же источнике говорится о том, что они прекрасно помнят войну асов и ванов. Это, вероятно, означает, что норны являются древнейшими существами в скандинавской мифологии. Некоторые исследователи сближают образ норн с образом фюгльгья — с женскими духами-хранителями, похожими на валькирий, но, вероятно, восходящих к архетипу праматери.

      Норна Урд

      В переводе с древнескандинавского, Урд означает “судьба”. Богиня Урд — старейшая из норн. Обычно ее изображают ветхой старухой со сморщенным лицом и руками. Вероятно, она является олицетворением прошлого.

      Предположительно эта норна соотносится с северогерманским понятием “вюрд”, что означает равно как судьбу, так и смерть. Эта суровая норна является персонификацией рока: именно она предвещает Одину смерть.

      Богиня Верданди

      В переводе с древнескандинавского имя Верданди означает “Становление”. Это средняя норна, которую изображают в виде красивой женщины. Традиционно она соотносится с понятием “настоящее”.

      Богиня Верданди — персонификация “деятельной судьбы” — той, которую человек, совершая определенные действия, определяет себе сам.

      Богиня Скульд

      С древнескандинавского Скульд переводится как “долг”, “возможное будущее”, или “чувство вины”.

      Вот, что написано в книге “Видение Гюльви”:

      “Это все валькирии. Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения. Гунн, и Рота, и младшая норна по имени Скульд всякий раз скачут на поле брани и выбирают, кому пасть в битве, и решают ее исход”.

      Богиня Скульд — самая юная из трех норн, и персонифицирует будущее. В отличие от Урд и Верданди, образ Скульд едва ли является изначальным.

      Традиционно эта норна воспринимается не как неизбежное будущее. Она представляет собой один из вариантов будущего, которого в принципе может не быть.

      Образы норн

      Норны — достаточно самобытный элемент скандинавской космогонии. Однако, назвать этих персонажей полностью оригинальными нельзя. Существа, похожие на норн, встречаются в мифологии практически всех народов.

      Одновременно их объединяет концепция “вюрда”, которая очень тесно связана с шаманическими традициями севера Европы.

       

Просмотр 0 веток ответов
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.